На Юго-Востоке Москвы, недалеко от стен Кремля расположился один из уникальных районов города √ Нижегородский. История и современность переплелись на площади 720 гектар.
История района в названиях улицах
Район вытянулся вдоль старейшего тракта. В XII веке, когда Москва была призвана охранять подступы к Владимиро-Суздальскому княжеству и другим сопредельным землям, через территорию современного Нижегородского района шла дорога с севера-запада на юго-восток из Великого Новгорода к берегам Оки, в Рязанское княжество.
Иван Данилович Калита, который по праву был назван "собирателем Земли русской", привлекал население в Москву, которое оседало, мирно занималось земледелием и промыслами, богатело и обогащало русскую казну. Благодарные москвичи назвали в честь Калиты улицы и переулки: Большая, Малая, Средняя Калитниковские улицы, Большой, Малый, Новый Калитниковский проезды. Они расположены на земле, которую подарил Калита в XV веке Крутицкому подворью вот почему и местность носила первоначально название "Калитино", потом "Калитниково", а на современной карте города мы можем увидеть "Калитники".
К югу от Яузы, за Земляным валом, были строения ,возникшие в конце XVI века и составившие Рогожскую Ямскую слободу, которая обслуживала торговый путь в большое село Рогожь (с 1781 г. - г.Богородск, теперь Ногинск) и далее на Нижний Новгород. Об украинцах, перебравшихся в связи с увеличением налогов из Белого города, напоминает улица Верхняя Хохловка, в районе которой находилась деревня Хохловка. Село Карачарово в начале XVII века во всех документах значится пустошью, отданной на строение боярину В.И.Стрешневу. От "моровой язвы"(чумы) умирало много жителей нашего города. Для их погребения было устроено немало кладбищ, в том числе два старообрядческих - Преображенское и Рогожское. Общины, духовными центрами которых были эти два кладбища, сосредоточили у себя большие капиталы умерших старообрядцев, и в конце XVIII-начале XIX века им принадлежала значительная часть промышленности и торговли не только в Москве, но и во всей стране. В конце XIX - начале XX века в Москве появились крупные предприятия. Скот, пригоняемый по просёлкам и привозимый по железной дороге, размещался в скотопрогонных дворах за бойнями. Отсюда названия улиц- Воловья, а также 1-ая и 2-ая Скотопрогонные. В 1861-1864 годах была построена Нижегородская дорога. Её пассажирский вокзал долгое время находился вместе с товарной станцией за нынешней Абельмановской заставой. По вокзалу и товарной станции получила своё название Нижегородская улица. В 20-е годы в Москве происходило грандиозное строительство и обновление заводов и фабрик- так территория Нижегородского района становится одной из крупнейших промышленных зон. Об индустриализации напоминают: улица Фрезер, Подъемный пер., ул.Газгольдерная, ул.Кабельная. О географическом положении нашего района напоминают улицы, названные по городам восточного и юго-восточного направления, или же по городам, которые в 1960-е годы "вобрала" в себя Москва. Это пр.Орехово-Зуевский, ул. и пер. Бронницкие, Перовское шоссе, ул.Чистопольская. История не стоит на месте. Скоро через территорию района будет проложено Третье транспортное кольцо. Несомненно, это отразится и на названиях улиц, и на общем рисунке района.
Сегодня района считается промышленным. Крупнейшие производственные предприятия расположены по всей его территории.
На территории расположены религиозные и культурные организации: Московская старообрядческая община, Покровский Кафедральный храм, Николо-Единоверческий храм, Храм Пресвятой Троицы в Карачаеве.